Обойтись без посещения Росреестра или МФЦ позволяет сервис электронной регистрации права собственности на квартиру. Ранее для того, чтобы зарегистрировать свое право на приобретенную недвижимость, приходилось самому подавать документы и ждать несколько дней, а потом забирать документы. Теперь все можно сделать через интернет, при этом сроки самой процедуры регистрации сокращаются до нескольких часов.
Купив квартиру, мы должны позаботиться о том, чтобы Росреестре наше право владения ею было зарегистрировано и нам был выдан документ, удостоверяющий это. Это важно для того, чтобы в дальнейшем у нас не возникало проблем при совершении любых операций с собственностью: продажей, дарением, сдачей в аренду, заключением договоров на ремонт и т.д.
Сегодня зарегистрировать свое право на недвижимость можно электронным путем (без личного присутствия). Сделать это можно тремя способами:
Ключевой момент, который важен для электронной регистрации – наличие цифровой подписи, точнее усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Причем, когда подразумевается электронная регистрация договора купли-продажи, например, в банке, УКЭП потребуется для всех участников сделки.
Электронная регистрация права собственности через Сбербанк включает:
Когда все будет готово, документы придут на вашу электронную почту.
Самостоятельная регистрация предполагает:
После электронной регистрации права собственности можно заказать бумажную выписку из ЕГРН, получить который можно через МФЦ.
Через нотариуса оформить электронную регистрацию права собственности во многом проще: нет необходимости получать УКЭП (достаточно простой электронной подписи), потому что нотариус при отправке документов заверит их своей собственной усиленной квалифицированной ЭП.
Это аналог обычной подписи, применяемый для электронных документов, вариант электронной подписи, имеющий большую устойчивость и защищенность. Она формируется с использованием криптографических средств и гарантирует подлинность документов. Ее можно получить только в удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи РФ, например, в Сбербанке. Документы с УКЭП юридически имеют точно такую же силу, как бумажные документы с «живой» подписью и печатью.
Вся процедура занимает от нескольких часов до 4 рабочих дней. Многое зависит от региона и интенсивности соответствующего документооборота – в областях регистрация нередко проходит за 1,5-2 часа, а в Москве может занять гораздо больше времени.
Список документов может отличаться в зависимости от типа сделки, места электронной регистрации и других нюансов. Обычно в пакет входят следующие документы:
Точный перечень документов подскажет менеджер банка (если регистрация будет проходить через банк) или нотариус (если регистрация осуществляется через него).
К сожалению, существуют. Электронная регистрация права собственности в Росреестре доступна лишь по прямым сделкам с небольшим количеством участников. Она невозможна для сделок, в которых недвижимость приобретается в долевую собственность, для сделок, в которых участвуют несовершеннолетние, для сделок с военной ипотекой и некоторых других.
Кроме того существуют иногда проблемы, связанные с несовершенством существующих сетей и электронного документооборота. Например, изменение информации на сайте Росреестра может не сразу отображаться в режиме онлайн, иногда система «не видит» какие-либо сведения, например, об оплате госпошлины. Это создает временные задержки, увеличивая сроки ожидания результата. Если вы не хотите портить себе нервы, пользуйтесь электронной регистрацией через банк или нотариуса.
При оформлении электронной регистрации права собственности через банк придется потратить от 8 до 12 т.р. в зависимости от конкретных нюансов.
У нотариуса услуга может оказаться дешевле – около 4 т.р.
При самостоятельной регистрации затраты могут составить 2 т.р. (госпошлина) плюс стоимость оформления УКЭП – от 700 до 2000 р. и более.
Обратиться можно не только в Сбербанк, но и в другой банк, предоставляющий данную услугу. Для этого у банка должно быть соответствующее соглашение с Росреестром. Кроме того, это возможно, если ипотека выдана банком, имеющим партнерские отношения со Сбербанком в программе электронной регистрации.
Подобные услуги также предоставляют некоторые застройщики и крупные риэлтерские компании.
В настоящий момент сделано все необходимое, чтобы подобные сделки и процедура регистрации были безопасными. Все те сложности (усиленные электронные подписи, собирание пакета документов, многочисленные и многоступенчатые проверки), которые нередко нас так раздражают, обусловлены именно заботой о безопасности граждан, приобретающих недвижимость и регистрирующих право собственности на нее. Мошенничества с недвижимостью существовали и до создания процедур электронной регистрации. Главное, что тут надо сделать – тщательно соблюдать все формальности и не пренебрегать установленными правилами безопасности, обращаться только к проверенным крупным застройщикам и банкам.